В китайском языке значительное количество звукоподражаний, имеющих значение «удары барабана или гонга» (на фоне звукоподражания другим инструментам). К примеру, звуки барабана: 填 tian (бросая войско в бой), 赞 zan, 冬冬 dongdong, 咚光 dongguang, 董董 dongdong, 蓬蓬 pengpeng, 铛嗒 dangda, 铛答 dangda; гонга: 哐啷 kuanglang; барабана и гонга: 镗 tang, 堂堂 tangtang; барабана и колокола: 皇皇 huanghuang, 堂嗒 tangda, 鏜鞳 tangda, 鏜鏜 tangtang, 鞺鞈 tangta, 鞺鞜 tangda, 鞺鞳 tangda, 鞺韃 tangta; барабанной дроби: 砰砰 pengpeng; ударных муз. инструментов: 坎坎 kankan и др.
Такое их количество может быть объяснено следующим образом. Для древних китайцев музыка была самым непосредственным и полным выражением не только гармонии мировых стихий, но и высокой миссии человека выполнять, приводить к завершению «работу Небес». Музыкальное искусство воспринималось не просто как подражание природе, но прежде и превыше всего как могущественное средство воздействия на природный мир, более того, – нравственного воспитания народа.
Стремление китайцев к классифицированию вещей побудило их уже в древности выделить отдельные классы музыкальных инструментов, различавшихся по материалу и звучанию. Четыре основных класса инструментов включали в себя: звенящие (колокола и каменные пластины «литофоны»), струнные, духовые и ударные (барабаны). Первый класс инструментов, в свою очередь, разделяется на инструменты металлические и каменные, причем те и другие должны были, по словам В. Малявина, звучать в унисон.
Класс ударных инструментов имел в китайской музыке значительно большее значение, чем на Западе. Особенно важная роль отводилась колоколам и каменным пластинам, которые в древних концертах задавали тон всему исполнению. В нашем списке представлено звукоподражание, передающее одновременное звучание колокола и каменной пластины 铪tangha. Состав древнекитайского оркестра включал в себя 12 и более колоколов разного размера (иногда их количество доходило до 64). Наряду с колоколами и музыкальными пластинами существовало обширное семейство барабанов. Большие барабаны, звук из которых извлекался при помощи двух бит, стояли у ворот чиновничьих управ, ударами в них оповещали о прибытии важных лиц, а в ночное время отбивали часы, также они были непременными атрибутами китайских праздников. Существовали круглые барабаны, по которым били пальцами, палочками или даже ногами, и, наконец, маленькие плоские барабанчики с рукояткой и двумя шариками на шнурках. Существование такого большого класса ударных инструментов и является источником происхождения разнообразных звуков и подражания им.
Стефановская С. В. Семиотизация звукового мира