В традиционной китайской культуре этика неотделима от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев. Носителями такого комплекса считаются канонические книги. Китайская история насчитывает тысячелетия, на протяжении которых создавались, комментировались, переписывались канонические книги, в которых осмысливался мир как этический универсум. Анализ исследовательской литературы позволяет утверждать, что этапы эволюции канонических источников напрямую связаны с историей развития конфуцианской философии. В самом общем виде, вероятно, можно выделить 6 этапов формирования конфуцианских канонов.
Первый этап – зарождение первых канонов (Западное Чжоу 西周, I тыс. до н. э.).
Второй этап – формирование «шести канонов» (六经) (Чуньцю, Чжаньго 春秋, 战国, VI–III вв. до н. э.).
Третий этап – «истребление канонов» (Цинь 秦, 213–210 гг. до н. э.).
Четвертый этап – становление «цзин сюэ» (经学): а) комментаторское направление «школа канонов в современных знаках» (今文经学) (Западная Хань西汉, 206–8 г. н. э.); б) комментаторское направление «школа канонов в древних знаках» (古文经学) (Синь, Восточная Хань 新, 东汉, 8–220 г. н. э.).
Пятый этап – каноноведческое учение Чжэн Сюаня (郑玄) (III–X вв. н. э.): а) «северная комментаторская школа» (北学) Нань-бэй-чао (南北朝, V–VI вв.); б) «южная комментаторская школа (南学) Нань-бэй-чао (南北朝, V–VI вв.); в) расширение списка канонов до традиционного «шисаньцзин» (十三经) Тан (唐, 618–907);
Шестой этап – создание неоконфуцианцами «Четверокнижия» (四书五经) Сун (宋, 960–1279).
По материалам книги: