Дерюгин П.П., Кремнёв Е.В., Ярмак О.В.,
Ши И, Вэнсинь Чж.
В теоретико-методологической части статьи делается вывод о связи человеческого капитала и деловых ценностей личности. Эти ценности играют важную роль в определении социальной направленности человеческого капитала, который все больше приобретает прагматические ориентации, что характерно особенно для высокоразвитых в экономическом отношении стран и неизбежно такие ориентации отражаются в характере университетского образования, в частности, в деятельности китайских университетов. Построение сетевых моделей диагностики деловых ценностей студентов Пекинского университета подтверждают прагматическую направленность формирования человеческого капитала студентов посредством формирования деловых ценностей. Представлены четыре сравнительные характеристики сетевых связей деловых ценностей студентов и китайской молодежи, не обучающейся в университетах: различия в весовых характеристиках деловых ценностей; различия в ценности качества властности как формы организационных отношений; место и роль ценностей лидерства, целеустремленности и рациональности у студентов и молодежи; сила сетевой связанности в подсистеме деловых качеств. Эмпирические данные подтверждают выводы о университетской среде Пекинского университета как о важном социальном факторе формирования деловых ценностей студентов. Сформулированы перспективные направления теоретического и прикладного порядка, нацеленные на освещение связи ценностей и человеческого капитала для последующих исследований.
Ключевые слова: человеческий капитал; ценности; сетевой подход; деловые ценности; прагматические ценности; рациональные ценности; студенчество.
NETWORK MODELS OF BUSINESS VALUES IN THE HUMAN CAPITAL STRUCTURE OF CHINESE STUDENTS
Pavel P. Deriugin
Evgeny V. Kremnyov
Olga V. Yarmak
Yi Shi
Zheng Wengxin
In the theoretical and methodological part of the article, the conclusion is made about the connection between human capital and business values of an individual. These values play an important role in determining the social orientation of human capital, which is increasingly acquiring pragmatic orientations, which is characteristic especially for economically highly developed countries and is inevitably reflected in the nature of university education, in particular, in the PRC. The construction of network models for diagnosing business values of Peking University students confirms the orientation of the formation of their human capital in the trend of business values. Four comparative characteristics of the network connections of business values of students and Chinese youth who are not studying at universities are presented: the differences in the weight characteristics of business values; a comparative analysis of the value of the quality of authority as a form of organizational relations; the place and role of the values of leadership, purposefulness and rationality; the strength of network connectivity in the subsystem of business qualities. Empirical data confirm the conclusions about the university environment of Peking University as an important social factor in the formation of students’ business values. The promising areas of theoretical and applied order are formulated, aimed at highlighting the relationship between values and human capital for subsequent research.
Keywords: human capital; values; network approach; business values; pragmatic values; rational values; students.
Благодарность: Статья подготовлена при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07443/19 «Научно-образовательные центры как фактор формирования человеческого капитала России: формат создания научно-образовательных центров мирового уровня согласно Указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»».
Дерюгин П. П., Кремнёв Е. В., Ярмак О. В., Ши И, Вэнсинь Чжэн. Сетевые модели деловых ценностей в структуре человеческого капитала китайских студентов // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 3. С. 135-151.
Фото: Kindel Media, ресурс Pexels.
Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой экономической социологии Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ), руководитель Российско-китайского центра междисциплинарных исследований СО РАН - филиала ФНИСЦ РАН. Автор монографий и учебных пособий: "Диагностика межличностных отношений (Социологический аспект)", "Теоретико-методологические проблемы диагностики межличностных отношений (Социологический аспект)", "Социальная диагностика межличностных отношений в истории западной и отечественной социологии", "Теоретические основания социальной диагностики межличностных отношений", "Прикладная социология", "Основы социологии", "Социология в схемах и комментариях". Научные интересы: социология организации, социологические исследования организационной культуры, сетевой анализ ценностей.
Кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой китаеведения, руководитель Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона Иркутского государственного университета, ассоциированный научный сотрудник Российско-китайского центра междисциплинарных исследований СО РАН - филиала ФНИСЦ РАН. Области научных интересов – социальное управление в Китае, изучение АТР в русле трансдисциплинарной регионологии, грамматология китайской письменности, проблемы перевода и преподавания китайского языка. Окончил Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» с дополнительной квалификацией «Преподаватель высшей школы». Проходил многочисленные научные и образовательные стажировки в КНР. В 2008 г. состоялась защита кандидатской диссертации по социологии управления на тему «Формирование культуры государственного управления КНР на современном этапе». Лауреат международного конкурса переводов выдающих современных литературных произведений-2013, организованного Пресс-канцелярией Госсовета КНР, в его переводе изданы произведения китайских писателей Лю Цинбана и Чжан Вэя. Является автором и соавтором более 100 учебных и научных изданий, в том числе учебного пособия "Социально-политическая система КНР", монографий «Отечественные труды в области грамматологии китайской письменности второй половины XIX – первой половины XX вв. В. П. Васильев, С. М. Георгиевский, Ю. В. Бунаков, И. М. Ошанин» и «Кинодиалог. Образ-смысл. Перевод» (под редакцией В.Е. Горшковой), серии монографий "Трансдисциплинарная регионология".
Кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой «Социальные коммуникации» Севастопольского государственного университета, руководитель Центра социологических исследований СевГУ.
Аспирант кафедры прикладной и отраслевой социологии Санкт-Петербургского государственного университета (научный руководитель: П. П. Дерюгин, доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии Санкт-Петербургского государственного университета).
Автор: Дерюгин Павел Петрович
Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой экономической социологии Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ), руководитель Российско-китайского центра междисциплинарных исследований СО РАН - филиала ФНИСЦ РАН. Автор монографий и учебных пособий: "Диагностика межличностных отношений (Социологический аспект)", "Теоретико-методологические проблемы диагностики межличностных отношений (Социологический аспект)", "Социальная диагностика межличностных отношений в истории западной и отечественной социологии", "Теоретические основания социальной диагностики межличностных отношений", "Прикладная социология", "Основы социологии", "Социология в схемах и комментариях". Научные интересы: социология организации, социологические исследования организационной культуры, сетевой анализ ценностей.
Посмотреть все записи автора Дерюгин Павел Петрович