Стереотип «японец = самурай» возник как следствие впечатления, произведенного самураями на представителей западных стран, первыми попавших в Японию после открытия страны в 1855 г., культивирования образа самурая и привития самурайских ценнностей внутри самой Японии до 1945 г., а также в результате представления его во многочисленных художественных произведениях, в первую очередь кинофильмах. Часто этот стереотип воспроизводится, когда речь идет о японской манере ведения деловых отношений, причем применительно как к стороне поведения участников непосредственного общения, так и к применяемым стратегиям. Однако сколько самурайского на самом деле в действиях японцев?
Выражение лица, поклон и приветствие в деловом общении выполняют, в первую очередь, функцию поддержания гармоничных отношений в обществе. Поклон, который должен быть формальным (как минимум 30°), также можно рассматривать как готовность встречающего поставить гостя выше себя в социальном плане и, таким образом, как проявление конфуцианского взгляда на вертикальную организацию общества. Той же функции служат излишняя опека при движении по коридорам, рассадка гостей в помещении на лучшие места, необходимость находиться на более нижней ступеньке, чем гость, при движении по лестнице, способ подачи визитки (двумя руками, с поклоном) и т.д.
И если все указанные выше нормы делового общения в его начальной фазе связаны с конфуцианством и поддержанием гармонии в обществе, то что в деловом общении отсылает к самурайской культуре?
Во-первых, нормой является при первом приближении к гостям стоять не прямо напротив человека, к которому обращается встречающий, а чуть в стороне от центральной линии, что важно с точки зрения тактики боя на холодном оружии. Стоя прямо напротив собеседника, человек ограничивает его поле зрения и может обеспечить скрытное нападение со стороны третьего лица либо атаковать сам.
Во-вторых, положение сопровождающего при движении по коридору (впереди и чуть в стороне от центра) можно также объяснить тактическими соображениями. Цель такого расположения – не блокировать обзор, так как коридор, особенно с поворотами, представляет собой удобное место для нападения.
В третьих, когда встреча проводится в помещении, обустроенном в японском стиле (например, в традиционном ресторане), и присутствующие рассаживаются на подушках для сидения, иногда возникает необходимость в дополнительных подушках. Тогда их приносят сложенными вдвое, раскладывающейся стороной к гостю, т. е. так, чтобы он мог видеть, что внутри не спрятан клинок или иное оружие.
Таким образом, из двух десятков действий, которые совершаются на начальной фазе общения, десять обусловлены конфуцианской системой ценностей, в первую очередь иерархичностью устройства общества, пять – стремлением к поддержанию гармонии в обществе и только три являются наследием непосредственно самурайского опыта.
По материалам статьи: