Дерюгин П. П., Кремнёв Е. В., Камышина Е. А., Ярмак О. В.
Раскрываются основные подходы к диагностике человеческого капитала, которые выявлены в результате анализа материалов отечественных и зарубежных исследователей, посвященных вопросам разработок методологии и конструирования методик диагностики. Сделан вывод о том, что большинство методических процедур диагностики человеческого капитала нацеливаются на «вход» или «выход» человеческого капитала, собственно внутриличностные факторы активности человека – его ценности – чаще всего остаются вне исследовательского поля. Показан ряд вариантов стратегий диагностики человеческого капитала, которые выявлены в результате анализа исследовательских процедур – методик исследований. Впервые представлены три варианта социологической диагностики ценностей – как основы человеческого капитала – и возможностей сетевого подхода к диагностике ценностей. Сделаны выводы о перспективности применения таких подходов к анализу процесса формирования человеческого капитала студентов в процессе обучения в университетах в рамках единой диагностической процедуры.
Ключевые слова: человеческий капитал, ценности, стратегии диагностики, виды стратегий диагностики.
STRATEGIES OF HUMAN CAPITAL DIAGNOSTIC: BASED ON VALUE ANALYSIS (PRESENTATION OF EMPIRICAL RESULTS)
P. P. Deryugin, E. V. Kremnyov, E. A. Kamyshina, O. V. Yarmak
The article reveals the main approaches to the diagnosis of human capital, which are identified on the basis of the analysis of materials of domestic and foreign researchers on the development of methodology and design of diagnostic methods. It is concluded that most of the methodological procedures for diagnosing human capital are aimed at the “input” or “output” of human capital, the intrapersonal factors of human activity – its values – most often remain outside the research field. A number of options for strategies for diagnosing human capital are shown, which are identified as a result of the analysis of research procedures – research methods. For the first time, three variants of the sociological diagnosis of values are presented – as the basis of human capital – and the possibilities of a network approach to the diagnosis of values. Conclusions are drawn on the prospects of applying such approaches to the analysis of the process of formation of human capital of students in the process of learning at universities as part of a single diagnostic procedure.
Keywords: human capital, values, diagnostic strategies, types of diagnostic strategies.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07443/19 «Научно-образовательные центры как фактор формирования человеческого капитала России: формат создания научно-образовательных центров мирового уровня согласно Указу Президента “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”».
Дерюгин П. П., Кремнёв Е. В., Камышина Е. А., Ярмак О. В. Стратегии диагностики человеческого капитала на основе анализа ценностей: презентация эмпирических результатов // IV Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в контексте трансдисциплинарного знания: материалы Международной научной конференции. Иркутск, 7–9 декабря 2020 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [отв. ред. Е. Ф. Серебренникова]. Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. С. 253-261.
Читать статью в сборнике конференции
Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой экономической социологии Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ), руководитель Российско-китайского центра междисциплинарных исследований СО РАН - филиала ФНИСЦ РАН. Автор монографий и учебных пособий: "Диагностика межличностных отношений (Социологический аспект)", "Теоретико-методологические проблемы диагностики межличностных отношений (Социологический аспект)", "Социальная диагностика межличностных отношений в истории западной и отечественной социологии", "Теоретические основания социальной диагностики межличностных отношений", "Прикладная социология", "Основы социологии", "Социология в схемах и комментариях". Научные интересы: социология организации, социологические исследования организационной культуры, сетевой анализ ценностей.
Кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой китаеведения, руководитель Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона Иркутского государственного университета, ассоциированный научный сотрудник Российско-китайского центра междисциплинарных исследований СО РАН - филиала ФНИСЦ РАН. Области научных интересов – социальное управление в Китае, изучение АТР в русле трансдисциплинарной регионологии, грамматология китайской письменности, проблемы перевода и преподавания китайского языка. Окончил Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» с дополнительной квалификацией «Преподаватель высшей школы». Проходил многочисленные научные и образовательные стажировки в КНР. В 2008 г. состоялась защита кандидатской диссертации по социологии управления на тему «Формирование культуры государственного управления КНР на современном этапе». Лауреат международного конкурса переводов выдающих современных литературных произведений-2013, организованного Пресс-канцелярией Госсовета КНР, в его переводе изданы произведения китайских писателей Лю Цинбана и Чжан Вэя. Является автором и соавтором более 100 учебных и научных изданий, в том числе учебного пособия "Социально-политическая система КНР", монографий «Отечественные труды в области грамматологии китайской письменности второй половины XIX – первой половины XX вв. В. П. Васильев, С. М. Георгиевский, Ю. В. Бунаков, И. М. Ошанин» и «Кинодиалог. Образ-смысл. Перевод» (под редакцией В.Е. Горшковой), серии монографий "Трансдисциплинарная регионология".
Аспирант и ассистент кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета («ЛЭТИ»).
Кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой «Социальные коммуникации» Севастопольского государственного университета, руководитель Центра социологических исследований СевГУ.
Автор: Дерюгин Павел Петрович
Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой экономической социологии Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ), руководитель Российско-китайского центра междисциплинарных исследований СО РАН - филиала ФНИСЦ РАН. Автор монографий и учебных пособий: "Диагностика межличностных отношений (Социологический аспект)", "Теоретико-методологические проблемы диагностики межличностных отношений (Социологический аспект)", "Социальная диагностика межличностных отношений в истории западной и отечественной социологии", "Теоретические основания социальной диагностики межличностных отношений", "Прикладная социология", "Основы социологии", "Социология в схемах и комментариях". Научные интересы: социология организации, социологические исследования организационной культуры, сетевой анализ ценностей.
Посмотреть все записи автора Дерюгин Павел Петрович