Особенности употребления оценочных прилагательных со значением useful «полезный» / harmful «вредный» для передачи личностных смыслов

Кузнецова О.В., Дюндик Ю.Б.

Объект изучения — семантические особенности прилагательных, а также прагматические факторы, влияющие на использование этих лексических единиц в речи. Основу исследования составляют следующие методы лингвистического анализа: дефиниционный, контекстуальный, интерпретативный, а также методы непосредственного наблюдения и лингвистического описания. Исследуемые прилагательные могут передавать личностные смыслы, не зафиксированные в словарях и являющиеся истинными для одного человека или небольшой группы, что часто приводит к несовпадению утилитарной оценки с другими типами оценки (эстетической, этической, эмоциональной, вкусовой и т. д.) по знаку «+» / «-». Понятие «личностный смысл» привлекает внимание представителей разных гуманитарных наук. Изучение личностных смыслов в лингвистике предоставляет обширный материал для углубления знаний о семантическом и прагматическом потенциале исследуемых лексических единиц, особенностей их использования в каждой конкретной ситуации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке вузовских курсов и составлении учебно-методических пособий по лексикологии, когнитивной лингвистике, дискурсивному анализу, интерпретации текста.

Ключевые слова: оценочное прилагательное, личностный смысл, синоним, утилитарная оценка, сенсорно-вкусовая оценка, стереотип.

PARTICULAR USAGE OF EVALUATIVE ADJECTIVES WITH THE MEANING USEFUL / HARMFUL TO RENDER PERSONAL MEANINGS

Kuznetsova Olga V., Dyundik Yulia B.

The article is devoted to the analysis of evaluative adjectives with the meaning «useful» / «harmful» and their usage in order to render some personal meanings. Semantic peculiarities of the adjectives under consideration and pragmatic factors that influence the usage of these lexical units constitute the object of the research. Materials and Methods: the basis of the research is the following methods of linguistic analysis: definitional, contextual analysis, interpretation, direct monitoring, linguistic description. Results: the adjectives under study can render personal meanings which are not registered in dictionaries and are true only for one person or a group of people. It often results in the discrepancy of utilitarian evaluation with its other types (aesthetic, ethical, emotional, gustatory and others). Utilitarian evaluation can be negative while some other types of evaluation render author’s positive meanings. Discussion and Conclusions: the notion ‘personal meaning’ attracts attention of specialists in humanities. Studying personal meanings in linguistics provides us with vast materials that can promote deeper knowledge about semantic and pragmatic potential of studied lexical units, their peculiar usage. The results of the study can be applied while working out university courses and tutorials in lexicology, cognitive linguistics, discourse analysis, and text interpretation.

Keywords: Evaluative Adjective, Personal Meaning, Synonym, Utilitarian Evaluation, Sensogustatory Evaluation, Stereotype.

Кузнецова О.В., Дюндик Ю.Б. Особенности употребления оценочных прилагательных со значением useful «полезный» / harmful «вредный» для передачи личностных смыслов // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 3 (39). С. 143-148.

Кузнецова Ольга Владимировна on Email
Кузнецова Ольга Владимировна
Кандидат филологических наук, декан факультета иностранных языков Иркутского государственного университета, доцент кафедры востоковедения и регионоведения АТР. Научные интересы: регионоведение АТР, дипломатия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проблемы преподавания языков и культур АТР. Окончила Иркутский государственный лингвистический университет по специальности «Филология», квалификация «Учитель английского и французского языков». Получила квалификацию магистра зарубежного регионоведения, профиль «Регионоведение и этнология стран АТР». В 2007 г. состоялась защита кандидатской диссертации в Диссертационном совете ИГЛУ. Проходила повышения квалификации по программам: ««Лингвокультурные и регионоведческие исследования стран Азиатско-Тихоокеанского региона», «Актуальные проблемы зарубежного регионоведения», «Language and Culture in Global Society: Innovative Teaching Practices», «Языковая стажировка по корейскому языку в Hanguk University of Foreign Studies в Сеуле (Р. Корея)», «Professional development Summer Institute “Sharing Key Concepts and Teaching Methods to “Unlock” Culture Puzzles”», «Управление качеством образования». Руководитель научного проекта "История и методология регионоведческих исследований Азиатско-Тихоокеанского региона в русле современной трансдисциплинарной регионологии", поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований. Автор книги "Не только кимчи: кулинарная традиция в культуре и языке Кореи", автор и соавтор монографий серии "Трансдисциплинарная регионология".
Дюндик Юлия Борисовна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения и регионоведения АТР. Научные интересы: регионоведение стран АТР. Образование: Иркутский государственный лингвистический университет; Филология; Учитель английского и французского языков. Диссертация: «Наречие оценки как способ категоризации эмоционального и интеллектуального опыта человека» (Специальность 10.02.04 – Германские языки). Защищена в Диссертационном совете Иркутского государственного лингвистического университета в 2008 г. Повышение квалификации: Professional development Summer Institute “Teaching Language as a Dynamic System: Methodological, Cross-cultural and Linguistic Aspects”; Professional development Summer Institute “Sharing Key Concepts and Teaching Methods to “Unlock” Culture Puzzles”; Enrichment seminar “Innovative technologies in teaching ESP”; Oxford Professional Development Seminar; “Language and Culture in Global Society: Innovative Teaching Practices”; Round Table Discussion “Developing Socio-Cultural Competence in the Modern Classroom”; «Актуальные проблемы зарубежного регионоведения»; «Лингвокультурные и регионоведческие исследования стран Азиатско-Тихоокеанского региона».
Кузнецова Ольга Владимировна

Автор: Кузнецова Ольга Владимировна

Кандидат филологических наук, декан факультета иностранных языков Иркутского государственного университета, доцент кафедры востоковедения и регионоведения АТР. Научные интересы: регионоведение АТР, дипломатия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проблемы преподавания языков и культур АТР. Окончила Иркутский государственный лингвистический университет по специальности «Филология», квалификация «Учитель английского и французского языков». Получила квалификацию магистра зарубежного регионоведения, профиль «Регионоведение и этнология стран АТР». В 2007 г. состоялась защита кандидатской диссертации в Диссертационном совете ИГЛУ. Проходила повышения квалификации по программам: ««Лингвокультурные и регионоведческие исследования стран Азиатско-Тихоокеанского региона», «Актуальные проблемы зарубежного регионоведения», «Language and Culture in Global Society: Innovative Teaching Practices», «Языковая стажировка по корейскому языку в Hanguk University of Foreign Studies в Сеуле (Р. Корея)», «Professional development Summer Institute “Sharing Key Concepts and Teaching Methods to “Unlock” Culture Puzzles”», «Управление качеством образования». Руководитель научного проекта "История и методология регионоведческих исследований Азиатско-Тихоокеанского региона в русле современной трансдисциплинарной регионологии", поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований. Автор книги "Не только кимчи: кулинарная традиция в культуре и языке Кореи", автор и соавтор монографий серии "Трансдисциплинарная регионология".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *