В месяц перед рождением ребенка начинают «действовать» некоторые образы ханьской мифологии, в частности, — «матушка-пособница рождению» (崔生娘娘), «батюшка и матушка-хранители кровати» (床公床母).
Первый образ связан с историей смерти женщины во время родов, которая, превратившись в духа, страстно желала вернуться в яньский мир. По совету одного из демонов она пыталась сделать это, войдя в младенца, умершего во время родов. Для этого она часто появлялась там, где проходили тяжелые роды, но не сумела совершить задуманное, а лишь помогала матери благополучно разрешиться. Узнав о ее благодеяниях, Верховный Владыка (阎王) установил за ней статус «матушки-пособницы рождению». Ее изображение можно встретить во многих храмах и кумирнях.
Обряд «охранения кровати» (安床) – составляющая свадебной церемонии. Но образ матушки-хранительницы кровати важен и для будущего ребенка. Ее образу преподносятся определенные дары, перед ним ставятся благовонные свечи с молениями о благополучном «открытии ворот» (产门). С ее же образом связан и обряд «третьего дня» после появления ребенка на свет (洗三).
Говоря о сегодняшнем Китае, необходимо отметить, что медицинская система родовспоможения носит практически абсолютный характер. Те элементы обрядности, о которых здесь говорится – скорее история культуры ханьцев, чем их настоящее. Но знание этих фактов и есть знание культуры этноса.
По материалам книги: