Курдюмов В. А.
Выявляется, что языковые уровни организованы системно и иерархически, на этих уровнях свертывается и развертывается идея (начальная и финальная) в процессе порождения и восприятия, уровни онтологически значимы при изучении языка: разные типологии языков обеспечивают разную значимость уровней и разное построение единиц. Отмечается, что в русском языке сильными (до предложения включительно) являются фонемный, лексемный и уровень предложения, а в китайском языке – морфемный, словосочетание, уровни выше предложения (сферхфразовое единство и т. д.).
Ключевые слова: уровни языка, типология русского языка, типология китайского языка.
ONCE MORE ON THE LANGUAGE LEVELS IN RUSSIAN AND CHINESE
V. Kurdyumov
Language levels are systematically and hierarchically organized, folding and unfolding (the initial and the final) idea during generation and perception; the levels are ontologically significant in language learning: different typologies provide different significance of levels and different construction of units. In Russian the following levels (up to and including the sentence) are strong: phonemic, lexeme, sentences; and in Chinese the following ones (up to and including the sentence) are strong: morphemic, phrases, above the sentence (SSU etc.).
Keywords: language levels, typology of the Russian language, typology of the Chinese language.
Курдюмов В. А. Еще раз к вопросу об уровнях языка в русском и китайском языках // VI Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона : материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, 6–8 декабря 2022 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; СИ РАН ФНИСЦ РАН ; [отв. ред. Е. Ф. Серебренникова]. – Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. С. 312-321.
Читать в сборнике статей
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры китайского языка Московского городского педагогического университета, автор предикационной концепции языка. Научные интересы: теория китайского языка, китаеведение, лингвистика, психолингвистика, синтаксис, лингвистическая типология. Читает курсы: общее языкознание, введение в языкознание, дискурсивная лингвистика, принципы и методы лингвистических исследований, восточные языки и экзистенциальная философия. Один из разработчиков ЕГЭ по китайскому языку в 2016—2019 гг., читает лекции по китайскому и сравнительному языкознанию в вузах Азии и Европы. Автор большого количества научных работ, в том числе монографий: «Идея и форма: основы предикационной концепции языка» (1999), «Курс китайского языка: Теоретическая грамматика» (2006), «Курс китайского языка: Дополнительные главы по теоретической грамматике» (2008).
Автор: Курдюмов Владимир Анатольевич
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры китайского языка Московского городского педагогического университета, автор предикационной концепции языка. Научные интересы: теория китайского языка, китаеведение, лингвистика, психолингвистика, синтаксис, лингвистическая типология. Читает курсы: общее языкознание, введение в языкознание, дискурсивная лингвистика, принципы и методы лингвистических исследований, восточные языки и экзистенциальная философия. Один из разработчиков ЕГЭ по китайскому языку в 2016—2019 гг., читает лекции по китайскому и сравнительному языкознанию в вузах Азии и Европы. Автор большого количества научных работ, в том числе монографий: «Идея и форма: основы предикационной концепции языка» (1999), «Курс китайского языка: Теоретическая грамматика» (2006), «Курс китайского языка: Дополнительные главы по теоретической грамматике» (2008).
Посмотреть все записи автора Курдюмов Владимир Анатольевич