Из опыта формирования критического мышления у студентов, обучающихся на профилях, связанных с регионоведческими исследованиями

Кузнецова О.В., Дюндик Ю.Б.

В статье рассматривается опыт авторов по эффективному формированию критического мышления у студентов, обучающихся на профилях, связанных с регионоведческими исследованиями, обосновывается необходимость формирования подобных навыков у студентов, специализирующихся в изучении региона, приводятся примеры заданий, которые возможно использовать на занятиях у бакалавров и магистрантов. В статье использованы методы теоретического (анализ научной и методологической литературы) и практического анализа проблемы формирования и развития критического мышления; метод наблюдения и аналитической обработки результатов учебного процесса. Авторы приходят к выводу, что формирование критического мышления является обязательным условием для эффективной подготовки квалифицированного специалиста в области регионоведческих исследований в связи с тем, что перечень компетенций, которыми должен овладеть специалист данного профиля, включает в первую очередь способность к анализу и интерпретации фактов, событий и высказываний. Изучение способов формирования критического мышления является актуальной темой исследований в различных отраслях гуманитарных наук. Преподаватель высшей школы обладает широким диапазоном возможностей эффективного формирования критического мышления на занятиях по иностранным языкам и дисциплинам регионоведческой направленности. Однако использование заданий подобного рода предполагает наличие серьезной теоретической подготовки, развитой эрудиции и способности вести дискуссии с обучающимися разного уровня.

Ключевые слова: критическое мышление, регион, регионоведение, образовательный процесс, компетенция.

SHARING EXPERIENCE OF CRITICAL THINKING FORMATION AMONG STUDENTS OF REGIONAL STUDIES SPECIALIZATION

Kuznetsova O.V., Dyundik Yu.B.

The paper presented in this article presents the authors’ experience of effective critical thinking formation among students specializing in regional studies. The authors give reasons for the necessity to form such skills, give samples of tasks which can be used at the classes with bachelors and masters. The methods of theoretical (analysis of scientific and methodological literature) and practical analysis of critical thinking development as well as methods of observation and analytical systematization of education process are used in the article. The authors of the paper come to the conclusion that critical thinking formation is an obligatory condition for the effective development of specialists in regional studies. The fact that the list of competences, such specialists should acquire, includes the ability to analyze and interpret facts, events and statements confirms this result. Discussion and conclusion of the study: studying the ways of critical thinking formation is a burning issue in various fields of humanities. High school lecturers possess a wide range of opportunities of effective critical thinking formation at the classes of foreign languages and other disciplines connected with regional studies. However, such tasks presuppose profound theoretical background, great erudition and ability to keep up discussions with students of different competence.

Keywords: critical thinking, region, regional studies, educational process, competence.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00040 «История и методология регионоведческих исследований Азиатско-Тихоокеанского региона в русле современной трансдисциплинарной регионологии»

Кузнецова О.В., Дюндик Ю.Б. Из опыта формирования критического мышления у студентов, обучающихся на профилях, связанных с регионоведческими исследованиями // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4А. С. 430-442. DOI 10.34670/AR.2019.45.4.042

Кузнецова Ольга Владимировна on Email
Кузнецова Ольга Владимировна
Кандидат филологических наук, декан факультета иностранных языков Иркутского государственного университета, зав. кафедрой регионоведения АТР, руководитель сектора трансрегионализации Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии АТР. Научные интересы: регионоведение АТР, дипломатия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проблемы преподавания языков и культур АТР. Окончила Иркутский государственный лингвистический университет по специальности «Филология», квалификация «Учитель английского и французского языков». Получила квалификацию магистра зарубежного регионоведения, профиль «Регионоведение и этнология стран АТР». В 2007 г. состоялась защита кандидатской диссертации в Диссертационном совете ИГЛУ. Проходила повышения квалификации по программам: ««Лингвокультурные и регионоведческие исследования стран Азиатско-Тихоокеанского региона», «Актуальные проблемы зарубежного регионоведения», «Language and Culture in Global Society: Innovative Teaching Practices», «Языковая стажировка по корейскому языку в Hanguk University of Foreign Studies в Сеуле (Р. Корея)», «Professional development Summer Institute “Sharing Key Concepts and Teaching Methods to “Unlock” Culture Puzzles”», «Управление качеством образования». Руководитель научного проекта "История и методология регионоведческих исследований Азиатско-Тихоокеанского региона в русле современной трансдисциплинарной регионологии", поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований. Автор книги "Не только кимчи: кулинарная традиция в культуре и языке Кореи", автор и соавтор монографий серии "Трансдисциплинарная регионология".
Дюндик Юлия Борисовна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры регионоведения АТР, сотрудник Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона факультета иностранных языков ИФИЯИ ИГУ. Научные интересы: региональные отношения стран АТР, проблемы преподавания английского языка и регионоведческих дисциплин. Образование: Иркутский государственный лингвистический университет; Филология; Учитель английского и французского языков. Диссертация: «Наречие оценки как способ категоризации эмоционального и интеллектуального опыта человека» (Специальность 10.02.04 – Германские языки). Защищена в Диссертационном совете Иркутского государственного лингвистического университета в 2008 г. Повышение квалификации:
«Актуальные проблемы зарубежного регионоведения»; «Лингвокультурные и регионоведческие исследования стран Азиатско-Тихоокеанского региона» и др. Соавтор учебного пособия "English Dimensions: Language, Region, Cultures".
Научно-исследовательский центр трансдисциплинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона
Научно-исследовательский центр трансдисциплинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона создан Школой востоковедных и регионоведческих исследований Олега Марковича Готлиба — кафедрами регионоведения АТР, востоковедения и китаеведения на факультете иностранных языков ИФИЯМ ИГУ. Основные направления работы центра: трансрегиональные отношения в АТР, культурно-языковые региональные пространства в АТР, теория и методология трансдисциплинарной регионологии и востоковедения, регионологическое, востоковедное и лингвистическое образование. Руководитель центра - к. соц.н., зав. кафедрой китаеведения ИГУ Е.В. Кремнёв.
Сектор трансрегионализации
Руководитель сектора – к.фил.н. О.В. Кузнецова. Направление сектора: трансрегиональные культурно-экономические и социально-политические отношения в АТР. Задачи сектора: анализ трансрегиональных связей в АТР на международном, страновом, внутристрановом, трансграничном и иных уровнях, выявление роли ведущих акторов трансрегионального взаимодействия в АТР, изучение механизмов выстраивания культурно-экономических и социально-политических отношений в АТР.

Автор: Кузнецова Ольга Владимировна

Кандидат филологических наук, декан факультета иностранных языков Иркутского государственного университета, зав. кафедрой регионоведения АТР, руководитель сектора трансрегионализации Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии АТР. Научные интересы: регионоведение АТР, дипломатия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проблемы преподавания языков и культур АТР. Окончила Иркутский государственный лингвистический университет по специальности «Филология», квалификация «Учитель английского и французского языков». Получила квалификацию магистра зарубежного регионоведения, профиль «Регионоведение и этнология стран АТР». В 2007 г. состоялась защита кандидатской диссертации в Диссертационном совете ИГЛУ. Проходила повышения квалификации по программам: ««Лингвокультурные и регионоведческие исследования стран Азиатско-Тихоокеанского региона», «Актуальные проблемы зарубежного регионоведения», «Language and Culture in Global Society: Innovative Teaching Practices», «Языковая стажировка по корейскому языку в Hanguk University of Foreign Studies в Сеуле (Р. Корея)», «Professional development Summer Institute “Sharing Key Concepts and Teaching Methods to “Unlock” Culture Puzzles”», «Управление качеством образования». Руководитель научного проекта "История и методология регионоведческих исследований Азиатско-Тихоокеанского региона в русле современной трансдисциплинарной регионологии", поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований. Автор книги "Не только кимчи: кулинарная традиция в культуре и языке Кореи", автор и соавтор монографий серии "Трансдисциплинарная регионология".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *