Отечественная наука — мировым региональным исследованиям

Ко дню российской науки — краткий обзор вклада отечественных ученых в региональные исследования.

В нашей стране знание о регионе связано с укоренившейся традицией комплексности региональных исследований, синтеза дисциплинарных подходов. Советско-российские школы, изучавшие региональное развитие, во второй половине XX в. опираются на прочный фундамент методологии, разработанной в сферах экономической и социальной географии в 1920–1930-е гг. Наибольшее влияние на традиции комплексных регионоведческих исследований в нашей стране оказала научная экономико-географическая школа Московского университета (Н. Н. Баранский, И. А. Витвер, Н. Н. Колосовский и др.). Одной из важнейших заслуг Н. Н. Баранского представляется привлечение внимания к региону и выявление комплексных связей (прежде всего природных, экономических и социальных) внутри района. Здесь прослеживается современное системное понимание региона, представление о регионе как о комплексе взаимосвязанных элементов. Важно и то, что Н. Н. Баранский как руководитель школы противопоставил свое видение отраслевому направлению, ставящему в центр изучения отрасли производства. Научная школа Н. Н. Баранского способствовала зарождению и развитию междисциплинарного подхода в изучении региона – так, наряду с экономико- и социально-географическими принципами активно применялся исторический принцип, придававший особенную теоретическую глубину региональным исследованиям. Необходимо отметить, что в рассматриваемый исторический период развитие регионоведческого направления, траектории изучения региональных особенностей и процессов, задавались, исходя из стратегических задач государства и определялись процессом индустриализации, задачами и механизмами плановой экономики, необходимостью регионального и районного планирования.

Следуя требованиям времени и особенностям национальной экономики, во второй половине XX в. в СССР создаются комплексные характеристики как внутренних регионов страны, так и зарубежных стран (комплексные страноведческие характеристики).

Методология комплексной характеристики и междисциплинарного подхода к описанию зарубежных стран развивалась и в рамках созданного в МГУ И. А. Витвером вместе с учеником Н. Н. Баранского И. М. Маергойзом страноведческого направления. И. А. Витвер и И. М. Маергойз использовали разработанную Н. Н. Баранским комплексную стандартизированную программу страноведческого исследования для написания работ по зарубежным странам, дополнив ее историко-географическим подходом и схемой анализа экономико-географического положения и территориальных структур.

Комплексный подход к исследованию региона явился основополагающим и для школы проблемного страноведения Я. Г. Машбица. Помимо основания, развития и продвижения проблемного подхода в страноведении, Я. Г. Машбицем был интерпретирован, переработан и дополнен алгоритм комплексного исследования территории. Как и Н. Н. Баранский, Я. Г. Машбиц исследовал пути синтеза данных о регионе. Центральное место в комплексной характеристике территории, по схеме Я. Г. Машбица, занимает анализ ее ключевых проблем. Таким образом, комплексный аналитико-синтетический подход к исследованию территории, заложенный школой Н. Н. Баранского, был переосмыслен, модифицирован и дополнен в рамках школы проблемного страноведения (Я. Г. Машбиц, В. М. Гохман).

С 80-х гг. XX в. на траектории исследовательского интереса в области изучения региональных процессов оказывают значительное влияние такие общемировые тенденции, как международные интеграционные и глобализационные процессы. Это не могло не отразиться на развитии отечественных научных школ о регионе.

Отечественная школа глобалистики (глобальных исследований) представлена рядом ученых и их работ ( Уткин А. И., Чешков М. А., Делягин М. Г., Лейбин В. М., Чумаков А. Н., Иноземцев В. Л. и др). Относительно такой новой и до конца все еще не оформившейся, не устоявшейся области знаний, как глобалистика, – ее предмета, методологии, парадигмы, перспектив более двух десятилетий ведется оживленная дискуссия. Вместе с тем можно отметить два утверждения, признанных большинством отечественных исследователей глобализации. Во-первых, именно в России уделяется столь значимое внимание конструированию глобалистики как науки. Так, согласно Лейбину В. М. и Василеску Г. , именно в России глобалистика получила развитие как отдельная область знаний, в то время как в западных странах предметом глобальных исследований (Global Studies) выступают глобализационные процессы и мировые проблемы. Вовторых, признается наддисциплинарный характер глобалистики. Отличительной чертой отечественной глобалистики является повышенное внимание к цивилизационному вопросу, становлению нового типа человека, развитию человеческого сознания, соответствующего глобальному миру (Королев А. А. и др.).

Междисциплинарный подход лег в основу научной школы мирового комплексного регионоведения МГИМО. Данное научное направление сформировалось на фундаменте исторического страноведения; особое влияние оказала школа востоковедения. В рамках востоковедения, а также других направлений региональных исследований – американистики, страноведения Европы и др. – активно применялся междисциплинарный подход – на стыке политологии, права, истории. Значительный вклад в формирование теории регионоведения в современных условиях внес А. Д. Воскресенский и другие представители научной школы МГИМО, в том числе А. А. Байков, В. Я. Белокреницкий, А. О. Ермолаев, Е. В. Колдунова, А. А. Киреева. Мировое комплексное регионоведение, вместе со сравнительной мировой политикой, рассматривается ими в качестве новых предметных полей науки о международных отношениях. Направления самого зарубежного регионоведения, например европейские исследования или американистику, А. Д. Воскресенский оценивает как «единый комплекс исследовательских направлений и учебных дисциплин, снимая таким образом вопрос о противопоставлении регионоведения как исследовательской науки и регионоведения как учебной дисциплины. А. Д. Воскресенский подчеркивает, что мировому комплексному регионоведению свойственна не просто междисциплинарность, а интегральность. В основу мирового комплексного регионоведения легло классическое регионоведение (в частности, востоковедение), а его современным ядром становится комплексный анализ регионов мира, разработанный в рамках западного регионоведения. Таким образом, традиции классического регионоведения получают новое звучание в контексте современных реалий глобализационных и регионализационных процессов в мире. Такой анализ включает как глобальные регионы и, соответственно, трансграничные и транснациональные проблемы, так и внутреннее, национальное регионоведение, изучающее страну как регион. В этой связи мировое комплексное регионоведение как одно из направлений науки о международных отношениях в интерпретации А. Д. Воскресенского предстает интегральным в двух смыслах: объединяющим западноцентристский и востокоориентированный подходы и объединяющим зарубежное/глобальное и «внутреннее»/классическое регионоведение.

Кроме того, «отдельные стороны научно-теоретического анализа науки о регионе отражены в рамках изучения регионоведения (Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев, В. А. Дергачев, Л. Б. Вардомский, Ю. Г. Волков, В. Г. Игнатов, В. И. Бутов, Т. Г. Морозова, М. В. Иванова, М. А. Штанько, М. Д. Шарыгин, Ю. Ф. Абрамов); рассмотрения процессов регионального развития через призму регионалистики (А.Н. Демьяненко, Н. В. Зубаревич, Е. В. Вавилова, Д. Л. Лопатников, Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева)» (Макеева С.Б.), предлагается рассматривать такие субдисциплины, как социокультурное регионоведение (И.В. Павловский и др.). Описанные выше научные школы — это далеко не полный перечень всех исследований, проводимых в нашей стране.

Таким образом, на протяжении XX в. в отечественных научных школах о регионе четко прослеживаются две исследовательские траектории: комплексное страноведческое направление и глобалистское направление. Подчеркнем, что императивом для развития страноведческого направления, на наш взгляд, послужила стратегическая необходимость «добора» знаний о странах-игроках в условиях изменившейся после 1945 г. расстановке сил на мировой арене. Трансформация же траектории изучения региона от страноведческого анализа к исследованию региональных процессов, группировок и сил в глобальном мире была вызвана как объективной интенсификацией глобализационных процессов, так и актуализацией научных идей и философии глобализма. Возникновение глобальных регионов мира, интенсификация регионализационных процессов, усиление мировых позиций незападных регионов мира явились одними из основных причин трансформации традиционного регионоведения в интегральную дисциплину с особым местом региона в ней.

Такой вывод подтверждается появлением новейших научных школ в российской науке. Так, в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева одним из исследовательских направлений является регионология. Ежеквартально издается научный журнал «Регионология / Regionology», посвященный актуальным проблемам региональной политики, экономики и социологии, анализу комплексного развития регионов Российской Федерации и зарубежных стран.

В Иркутском государственном университете при грантовой поддержке РФФИ в настоящее время разрабатывается теоретикометодологическая основа трансдисциплинарной регионологии (Кузнецова О.В., Кремнёв Е.В., Макеева С.Б., Лесниковская Е.В., Карачева Н.С.). Ее объектом выступает регион в социально-политическом, экономическом, культурно-историческом, этнокультурном, природно-географическом и языковом своеобразии. Такой объект диктует трансдисциплинарность указанной научной отрасли, опирающейся на теоретико-методологическую базу изучения процессов развития в регионах изучения (Макеева С.Б.). Предметом трансдисциплинарной регионологии становятся процессы неравномерного регионального развития. Кроме того, подключение методов и достижений различных наук позволяет преодолеть описанные ранее вызовы, вставшие перед современным регионоведением: популяризация универсальных социологических теорий и необходимость осмысления новых глобализационно-фрагментационных процессов. В частности, включение в предметную область трансдисциплинарной регионологии социальных, экономических, культурных аспектов развития региона позволяет задействовать новейшие достижения социологии в исследовании региональных процессов, а изучение исторических, политических, природно-географических и языковых особенностей регионального развития – проанализировать неравномерность процессов развития регионов с точки зрения самых различных факторов, в том числе таких сугубо специфичных, как языковая политика, национальная ментальность, национальная идентичность, процессы ассимиляции.

Современные российские школы региональных исследований используют наследие классических подходов с присущим им комплексным анализом физико- и экономико-географических, экономических, социальных, политических и культурных особенностей региона. В то же время тренды и процессы конца XX – начала XXI в. обусловили развитие регионоведения в интегральные, трансдисциплинарные региональные исследования, в которых особое внимание уделяется процессам регионализации, политике регионализма, формированию глобальных регионов, межрегиональным взаимодействиям и региональному развитию через трансдисциплинарный анализ совокупности различных характеристик региона.

По материалам статьи:

Школа востоковедных и регионоведческих исследований О.М. Готлиба
Школа востоковедных и регионоведческих исследований О.М. Готлиба основана его учениками, выпускниками и преподавателями факультета восточных языков Иркутского государственного лингвистического университета, в настоящее время школа функционирует на факультете иностранных языков Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутского государственного университета, она объединяет усилия трех кафедр - регионоведения АТР, востоковедения и китаеведения - и Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии АТР.

Автор: Школа востоковедных и регионоведческих исследований О.М. Готлиба

Школа востоковедных и регионоведческих исследований О.М. Готлиба основана его учениками, выпускниками и преподавателями факультета восточных языков Иркутского государственного лингвистического университета, в настоящее время школа функционирует на факультете иностранных языков Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутского государственного университета, она объединяет усилия трех кафедр - регионоведения АТР, востоковедения и китаеведения - и Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии АТР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *