Опыт построения модели этимологического анализа китайского иероглифического знака

Н.В. Терехова

В статье предпринимается попытка построения поэтапной модели этимологического анализа китайского иероглифического знака на основе использования логики игрового подхода, выраженной в сочетании установленных в отечественной и китайской лингвистике правил анализа китайских иероглифических знаков и индивидуальной исследовательской стратегии. К установленным правилам мы относим принципы верификации парадигмы китайского знака в соответствии с выделенными в китайской филологической науке этапами развития китайской письменности; грамматологический или структурно-семиотический анализ знака; семантический и идеосемантический анализ. Индивидуальную стратегию составляют комбинация и последовательность реализации исследовательских подходов; подбор лингвистических, культурологических и исторических источников верификации графосемантических характеристик китайского знака; обоснование терминологии анализа. Представленная в статье терминология обосновывается посредством установления аналогии с подходами и терминами отечественной лингвистики, изучения опыта этимологизирования знака в китайской филологической науке. Авторская модель этимологического анализа китайского иероглифа состоит из нескольких этапов / видов этимологических реконструкций: формально-графического, фонетического, грамматологического или структурно-семиотического, семантического (в том числе идеосемантического). Построенная этимологическая модель апробирована на примере этимологизирования китайского иероглифического знака «повозка» 車 чэ / цзюй. Для данного иероглифа проведена верификация парадигмы графических вариантов знака, которые относятся к ранним этапам древнекитайской письменности цзиньвэнь 金文, цзягувэнь 甲骨文, чжуаньти 篆体; выделено графо-семантическое ядро знака; системно рассмотрен графический смыслообраз знака на основе верификации графо-семантических характеристик элементов знака; проведен семантический и идеосемантический анализ иероглифа с привлечением данных истории и археологии китайской материальной культуры. Таким образом, представлено комплексное исследование и описание этимологического значения знака.

Ключевые слова: моделирование, графический смыслообраз, графо-семантические характеристики, верификация, идеосемантика, базовая графическая форма.

ETYMOLOGICAL ANALYSIS MODEL OF THE CHINESE HIEROGLYPH: AN EXPERIMENT

N. Terekhova

The paper presents a gradual model of etymological analysis of the Chinese hieroglyph. The research was based on the game approach logic expressed in the combination of Russian and Chinese linguistic analysis of Chinese characters. The established rules include verification of the graphic paradigm according to the stages of Chinese writing development. In addition, the rules involve grammatological, structural, semantic, and ideosemantic analyses. Individual research strategy included selection of linguistic, historical, and cultural sources for verification of the graphic-semantic characteristics of the Chinese character. The author applied a combination and sequence of research approaches and introduced an authentic analysis terminology. The authentic terminology was supported by analogies from Russian linguistics, as well as by the experience of etymologization of the character in Chinese philological science. The paper features a model of etymological analysis of the Chinese character. It consists of several stages/types of etymological reconstructions: formal-graphic, grammatical or structural, and semantic (including ideosemantic). The created etymological model was tested on the example of etymologization of the Chinese hieroglyph «cart» 車 che / ju. Its paradigm was verified according to its graphic variants, which belonged to the early stages of ancient Chinese writing namely jinwen, jiaguwen, and zhuanti. The author determined the graphic-semantic core of the character. Its graphic sensemaking form was systematically analyzed on the basis of verification of its graphic and semantic characteristics. Finally, the author conducted a semantic and ideosemantic analysis of the character, which included historical and archeological data on Chinese material culture. As a result, the study helped to define the etymological meaning of the character.

Keywords: modeling, graphic sense-making form, graphic-and-semantic characteristics, verification, ideosemantic

Терехова Н. В. Опыт построения модели этимологического анализа китайского иероглифического знака // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. № 21(1). С. 270-284.

Терехова Наталья Владимировна
Старший преподаватель кафедры китаеведения Иркутского государственного университета. Научные интересы: этнология Китая, бостонская школа современного неоконфуцианства, каноноведение. Окончила Читинский государственный университет по специальности «Регионоведение»; получила квалификацию магистра лингвистики в Иркутском государственном университете, профиль «Языки Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии». В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации в Пекинском университете языка и культуры (г. Пекин, КНР). В 2015 г. приняла участие в летней научной школе «Традиционный Китай», организованной Европейской ассоциацией китаеведения на базе СПбГУ, Института восточных рукописей РАН и Эрмитажа (г. Санкт-Петербург). Один из авторов "Словаря этимологий базовых знаков китайской письменности" (в соавторстве с Шимаревой Т.Е. Хамаевой Е.А., Домашевской Д.М.).

Автор: Терехова Наталья Владимировна

Старший преподаватель кафедры китаеведения Иркутского государственного университета. Научные интересы: этнология Китая, бостонская школа современного неоконфуцианства, каноноведение. Окончила Читинский государственный университет по специальности «Регионоведение»; получила квалификацию магистра лингвистики в Иркутском государственном университете, профиль «Языки Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии». В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации в Пекинском университете языка и культуры (г. Пекин, КНР). В 2015 г. приняла участие в летней научной школе «Традиционный Китай», организованной Европейской ассоциацией китаеведения на базе СПбГУ, Института восточных рукописей РАН и Эрмитажа (г. Санкт-Петербург). Один из авторов "Словаря этимологий базовых знаков китайской письменности" (в соавторстве с Шимаревой Т.Е. Хамаевой Е.А., Домашевской Д.М.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *