Образ современной российской интеллигенции: репрезентация самоидентификации

Терехова Т.А., Трофимова Е.Л., Терехова Н.В.

Обозначена научная и социальная значимость интеллигенции как «специфического российского явления». Дан обзор результатов исследований современной российской интеллигенции, методологической основой которых явились положения медиапсихологии, психосемиотики и нарративной психологии. Психосемиотический и нарративный анализы современной российской интеллигенции проводились на основе оригинальных текстов интервью участников телепрограммы «Познер». Психосемиотический анализ показал, что современные масс-медиа трансформируют представления о вкладе интеллигенции в историю цивилизации, и ее установки на вызовы современности. В нарративе установлена динамика состояний действующих лиц анализируемого повествовательного текста респондента. Определено, что оба метода в значительной степе ни дополняют друг друга, уточняют и актуализируют исследования само идентификации современной российской интеллигенции. В данной статье представлены эмпирические результаты психосемантической репрезентации образа российской интеллигенции. Психосемантический анализ общественного мнения относительно образа интеллигента XIX–XX вв. и образа современного российского интеллигента проводился с использованием авторского специализированного семантического дифференциала. Выборка состояла из интеллигенции Приангарья (ученые, музыканты, художники, врачи, учителя) общей численностью 256 чел. На основе данных, полученных с помощью специализированного семантического дифференциала для оценки образов интеллигенции XIX–XX вв. и современной российской интеллигенции выделены ведущие факторы, характеризующие образы представителей интеллигенции XIX–XX вв. (социальная дистанция, голос совести, развитые интеллектуальные способности, склонность к альтруизму, общественная элита, политическое лидерство, склонность к патриотизму) и современной российской интеллигенции (известность, воспитанность, социальное лидерство, склонность к гуманизму, образованный новатор, развитые интеллектуальные способности, склонность к патриотизму). Обнаружены различия в образах интеллигенции XIX–XX вв. и современной российской интеллигенции, которые проявляются через развитие самосознания, рефлексии относительно места, роли и их предназначения в жизни.

Ключевые слова. Медиапсихология, психосемантика, коммуникация, интеллигенция, образ российского интеллигента.

THE IMAGE OF MODERN RUSSIAN INTELLIGENTSIA: A REPRESENTATION OF SELF-IDENTIFICATION

Terekhova T.A., Trofimova E.L., Terekhova N.V.

The article gives an overview of researches, based on the methodological provisions of media psychology, psychosemiotics and narrative psychology, into the contemporary Russian intelligentsia, and determines the scientific and social significance of the intelligentsia as a «Russian specific phenomenon». Psychosemiotic and narrative analyses of the modern Russian intelligentsia were conducted on the basis of original texts of interviews with participants of the TV program «Posner». Psychosemiotic analysis has shown that modern mass media transform ideas about the contribution of the intelligentsia to the history of civilization, and its attitudes to the challenges of modernity. In the narrative, the dynamics of the States of the actors of the analyzed narrative text of the Respondent is established. It is determined that both methods largely complement each other, clarify and update the research of self-identification of the modern Russian intelligentsia. This article presents empirical results of psychosemantic representation of the image of the Russian intelligentsia. Ppsychosemantic analysis of public opinion regarding the image of the intellectual of the XIX–XX centuries and the image of the modern Russian intellectual was carried out using the author’s specialized semantic differential. The sample consisted of the intelligentsia of the Angara region (scientists, musicians, artists, doctors, teachers) with a total number of 256 people. Based on the data obtained using a specialized semantic differential for assessing the images of the intelligentsia of the 19th and 20th centuries and the modern Russian intelligentsia, the leading factors that characterize the images of representatives of the intelligentsia of the 19th and 20th centuries are the following: social distance, voice of conscience, developed intellectual abilities, altruism, social elite, political leadership, patriotism; as for modern Russian intelligentsia they are: publicity, education, and social leadership, propensity to humanism, educated innovator, developed intellectual abilities, propensity to patriotism. There are differences in the images of the intelligentsia of the 19th and 20th centuries and modern Russian intelligentsia, which are manifested through the development of self-awareness, reflection on their place, role and purpose in life.

Keywords. Media psychology, psychosemantics, communication, intelligentsia, the image of a modern Russian intellectual, semantic differential for evaluating the image of an intellectual.

Терехова Т.А. Образ современной российской интеллигенции: репрезентация самоидентификации / Т.А. Терехова, Е.Л. Трофимова, Н.В. Терехова. — DOI: 10.17150/23086203.2021.10(1).141-156 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2021. — Т. 10, № 1. — С. 141–156.

Терехова Татьяна Александровна
Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Иркутского государственного университета. В 2000 г. состоялась защита докторской диссертации в Новосибирском государственном педагогическом университете по теме: «Мотивационная детерминация познавательной деятельности личности». Почетный работник высшего профессионального образования. Член редакционной коллегии журнала «Известия Иркутского государственного университета, серия «Психология». Член-корреспондент международной академии непрерывного педагогического образования (МАНПО). Область научных интересов: психология инноватики, психология личности, этническая и кросс-культурная психология. Специалист в области: психологии личности, экспериментальной психологии, психодиагностики, математико-статистических методов в психологии. Преподаваемые дисциплины и специализированные авторские курсы: "Актуальные проблемы теории и практики современной психологии", "Психология инноватики", "Экспериментальная психология", "Психологическая диагностика".
Трофимова Елена Леонидовна
Кандидат психологических наук, доцент. Доцент базовой кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии факультета психологии Иркутского государственного университета и кафедры социологии и психологии Байкальского государственного университета. Область научных интересов: этническая психология, педагогическая психология, андрагогика. Автор более 100 научно-методических работ, в том числе в том числе соавтор 5 монографий. В 2008 году награждена Почётной Грамотой Министерства Образования РФ.
Терехова Наталья Владимировна
Старший преподаватель кафедры китаеведения Иркутского государственного университета. Научные интересы: этнология Китая, бостонская школа современного неоконфуцианства, каноноведение. Окончила Читинский государственный университет по специальности «Регионоведение»; получила квалификацию магистра лингвистики в Иркутском государственном университете, профиль «Языки Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии». В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации в Пекинском университете языка и культуры (г. Пекин, КНР). В 2015 г. приняла участие в летней научной школе «Традиционный Китай», организованной Европейской ассоциацией китаеведения на базе СПбГУ, Института восточных рукописей РАН и Эрмитажа (г. Санкт-Петербург). Один из авторов "Словаря этимологий базовых знаков китайской письменности" (в соавторстве с Шимаревой Т.Е. Хамаевой Е.А., Домашевской Д.М.).

Автор: Терехова Татьяна Александровна

Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Иркутского государственного университета. В 2000 г. состоялась защита докторской диссертации в Новосибирском государственном педагогическом университете по теме: «Мотивационная детерминация познавательной деятельности личности». Почетный работник высшего профессионального образования. Член редакционной коллегии журнала «Известия Иркутского государственного университета, серия «Психология». Член-корреспондент международной академии непрерывного педагогического образования (МАНПО). Область научных интересов: психология инноватики, психология личности, этническая и кросс-культурная психология. Специалист в области: психологии личности, экспериментальной психологии, психодиагностики, математико-статистических методов в психологии. Преподаваемые дисциплины и специализированные авторские курсы: "Актуальные проблемы теории и практики современной психологии", "Психология инноватики", "Экспериментальная психология", "Психологическая диагностика".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *