Грабельных Т.И., Саблина Н.А., Лесниковская Е.В.
Определены и дифференцированы факторы и тенденции развития высшего образования в регионе в условиях внешних и внутренних вызовов. Партнерские отношения вузов с работодателями и другими субъектами регионального развития впервые охарактеризованы как многоуровневые «поля» сотрудничества, обеспечивающие достижение социальных эффектов в социально-экономическом развитии региона. Акцентировано внимание на важности выбора методов измерения социальных эффектов многоуровневого сотрудничества всех субъектов. По материалам социологических исследований разработана и обоснована типология «полей» сотрудничества: открытые «поля» сотрудничества; закрытые «поля» сотрудничества. Многоуровневый региональный подход позволил предложить концепцию высшего образования в регионе как открытой образовательной системы высокого уровня, ориентированной на многоуровневые «поля» сотрудничества, но одновременно находящейся в сложных условиях в турбулентном состоянии.
Ключевые слова: регион, региональное развитие, высшее образование, многоуровневые «поля» сотрудничества, открытые «поля» сотрудничества, закрытые «поля» сотрудничества, внешние вызовы, внутренние вызовы, социальные эффекты.
HIGHER EDUCATION IN THE REGION: MULTI-LEVEL “FIELDS” OF COOPERATION AND THE METHODS OF MEASUREMENT OF THE SOCIAL EFFECTS
T. I. Grabelnykh, N. A. Sablina, E. V. Lesnikovskaya
The article identifies and differentiates factors and trends in the development of higher education in the region in the face of external and internal challenges. Partnerships of universities with employers and other subjects of regional development are for the first time characterized as multi-level “fields” of cooperation, ensuring the achievement of social effects in the socio-economic development of the region. The paper focuses on the importance of choosing methods for measuring the social effects of multi-level cooperation of all subjects. Based on the materials of sociological research, a typology of “fields” of cooperation has been developed and justified: open “fields” of cooperation; closed «fields» of cooperation. A multi-level regional approach has allowed us to propose the concept of higher education in the region as an open educational system of a high level, focused on multi-level “fields” of cooperation, but at the same time in difficult conditions in a turbulent state.
Keywords: region, regional development, higher education, multi-level “fields” of cooperation, open “fields” of cooperation, closed “fields” of cooperation, external challenges, internal challenges, social effects.
Грабельных Т.И., Саблина Н.А., Лесниковская Е.В. Высшее образование в регионе: многоуровневые «поля» сотрудничества и методы измерения их социальных эффектов // Статистика в стратегическом развитии России: сборник научных трудов. Иркутск: ИГУ, 2020. С. 427-431.
Фото: Белик Алексей (http://fotokto.ru/id54982)